Пятница, 2024-04-19, 8:31 PM
Приветствую Вас Пришелец :) | RSS
Главная страница | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Спорт. Выездка [3]
Статьи касающиеся спортивной выездки.
Спорт. конкур [6]
Все о конкуре.
Троеборье [3]
Всё о троебеорье.
Книга Урусова О Лошади. [7]
Очень известная книга, которая не потеляла актуальности и в наше время.
Наш опрос
Нужна ли конникам газета "Конный вестник Башкортостана"
Всего ответов: 101
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Начало » Статьи » Спорт. Выездка [ Добавить статью ]

Методика выездки спортивной лошади часть 3
Посадка. При выполнении упражнений верховой езды в манеже всадник должен постоянно сохранять правильную, красивую и непринужденную посадку. Он должен уверенно, спокойно и без видимых усилий применять средства управления. Сидеть в седле следует глубоко, свободно, так, чтобы чувствовать все движения лошади.

Верхнюю часть туловища необходимо держать отвесно, но не натянуто, поясницу слегка прогнуть вперед, но без напряжения. Плечи должны быть развернуты, свободно и ровно опущены. Голову следует держать прямо и свободно, смотреть перед собой, не опуская подбородка.

Руки, согнутые в локтях, должны быть свободно опущены вниз и слегка касаться тела всадника, а кисти рук - мягко и ровно держать разобранные поводья.

При правильной посадке ноги ездока плотно прилегают к седлу, бедра направлены вниз и слегка вперед, колени внутренней стороны плотно и неподвижно прилегают к седлу, а голени опущены вниз и слегка назад и своей внутренней стороной плотно прилегают к бокам лошади. При этом каблуки находятся несколько ниже носков, а носки естественно развернуты. Стремена следует держать на широкой части ступней, слегка упираясь в них ногами. Поводья разбираются удобным всаднику способом.

При посыле лошади вперед шенкелями колено и бедро спортсмена плотно прижаты к седлу. Колено никогда не должно отходитьот крыла седла. Необходимо, чтобы шенкель находился всегда у бока лошади, за подпругой. Всадник должен следить за тем, чтобы держать шенкель спокойно и ровно, когда лошадь идет правильно, и действовать им энергично, если лошадь замедляет или не выполняет требуемое от нее движение.

При езде важно, чтобы всадник нашел возможно большее число точек соприкосновения шенкелями с боком лошади. Поэтому стремена надо делать длиннее, так как в противном случае седалище всадника уйдет назад от линии центра тяжести лошади и спортсмен не будет уравновешен, а это при выполнении фигур выездки является главной помехой.

Туловище всадника сопровождает все движения лошади. Положение его меняется вместе с изменением движения лошади. При выездке (в отличие от других видов конного спорта) работа туловища не должна быть заметна постороннему взгляду. Небольшой поворот плеча или изгиб поясницы вперед, назад или в сторону с целью перемещения своего центра тяжести - вот все движения, которые допустимы, иначе всадник не будет как следует уравновешен.

Переход на прибавленные аллюры и сокращение их осуществляется в основном усилением или смягчением действий шенкелями при незаметном воздействии поводьев. Руки всадника должны быть неподвижны. Работа осуществляется пальцами, реже всей кистью. Посадка остается неизменной, допускается лишь небольшой наклон вперед, при этом туловище не должно выходить за пределы линии центра тяжести лошади.

На этом этапе, наряду с отработкой элементов строевой езды, не менее двух раз в неделю проводят занятия, направленные на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем лошади, развитие двигательной мускулатуры, приучение к движению полевыми аллюрами. Обычно такое занятие строится следующим образом: шаг-20 мин., рысь- 10-15, шаг-10, рысь-10-15, шаг-10, галоп- 8-10, шаг-30 мин. Постепенно интенсивность общей нагрузки повышают за счет сокращения репризов шага и увеличения галопа, продолжительность которого может достигать 15-20 мин.

К концу второго этапа подготовки определяют дальнейшее назначение лошади и в третьем, заключительном, периоде проводят работу по совершенствованию всех элементов строевой езды (аллюры, принимания, повороты и т.д.), а также начинают обучение высшим элементам выездки.

Третий этап длится 8-10 месяцев, причем основное внимание уделяется совершенствованию элементов строевой езды - на каждом занятии на это отводится большая часть времени. В недельном цикле предусматривают также занятие (обычно в четверг) для выезда в поле на уздечке. Это свободный день, используемый для предотвращения нервного перевозбуждения лошади. По истечении около полутора лет подготовки лошадь может с успехом выступать в соревнованиях на <Малый приз>.

Высшие элементы выездки

К высшим элементам выездки, включенным в программу современных соревнований, относятся полупируэты, пируэты, перемена ног на галопе, пассаж и пиаффе.

Смена ног на галопе - один из труднейших элементов выездки, заключающийся в том, что лошадь должна менять положение своих ног в фазе свободного подвисания, не задерживая темпа галопа и движения вперед. Смена ног на соревнованиях проводится через четыре, три, два и один темп.

Полупируэт и пируэт на шагу и на галопе заключается в повороте на 180 или 360 градусов, при котором лошадь, отбивая темп того или иного движения, производит плавный кругообразный поворот. Задние ноги лошади, поворачиваясь кругом, должны отбивать темп шага и галопа почти на месте, а передняя часть корпуса описывать окружность.
Пассаж - ритмичная собранная рысь с выдержками такта между действиями диагоналей. Такт пассажа более медленный, чем на рыси, лошадь захватывает меньше пространства вперед, но зато больше в высоту. Диагональ, находящаяся в воздухе, делает небольшую выдержку, а предплечье ноги, находящейся в воздухе, приближается к горизонтали (в момент подвисания), пясть идет по вертикали, бабки в суставе согнуты. Движения нерезкие, грациозные и выполнены в темпе. При пассаже не должно быть никакого качания. Лошадь находится в самом сильном сборе, но без напряжения
Пиаффе-представляет собой как бы рысь на месте при ярко выраженном подъеме конечностей, но без момента подвисания. При правильном пиаффе лошадь должна четко выполнить, не сбиваясь с ритма, десять-двенадцать темпов высокой рыси на месте.
При обучении лошади высшим элементам выездки рекомендуется следующая последовательность:
полупируэты и пируэты на шагу; отработка перемены ноги на галопе через четыре, три, два и один темп; полупируэты и пируэты на галопе; отработка пассажа; отработка пиаффе.
Такая последовательность в работе обеспечит правильное усложнение и четкую отработку требуемых упражнений.
В процессе выполнения манежной езды лошадь в зависимости от выполняемых движений может быть в среднем равновесии или в равновесии <на заду>. От спортсмена требуется, чтобы он ощущал все движения лошади, особенно колебательные движения спины, происходящие от той или иной перестановки ног и положения головы. Очень важно своевременно чувствовать работу задних конечностей. Кроме того, всадник должен четко оценивать чувствительность рта лошади. Так, например, посыл лошади вперед шенкелями и принятие этого посыла на руку через повод всадник должен ощутить и правильно распределить его.
Смене ног на галопе отводится большое место в соревнованиях по выездке. Еще в начале выездки, когда выполняют подъемы в галоп с места с одной и с другой ноги, начинают подготовку лошади к перемене ног.
Если лошадь на галопе достаточно уравновешена, коротко и спокойно идет на мягком поводу, можно приступать к предварительным упражнениям:
подняв лошадь в галоп с какой-либо ноги, пройти несколько темпов, сделать спокойную остановку и, не задерживаясь на ней, сразу поднять лошадь с другой ноги. Сделав с другой ноги несколько темпов, спокойно остановиться на момент, потом снова начать с первой ноги и т. д.;
поднять лошадь в галоп и, пройдя несколько темпов, перейти на сокращенную рысь. Пройдя несколько темпов на сокращенной рыси, поднять лошадь в галоп с другой ноги и т. д. Постепенно количество темпов рыси сокращают. Как только лошадь научится спокойно менять ноги, делая один-два темпа рыси, можно переходить к перемене ног в темпе галопа. Удобнее всего это упражнение выполнять во время заездов налево и направо-назад, при подходе к стенке манежа на контргалопе. В момент подвисания между третьим и первым темпами галопа всадник шенкелями посылает лошадь, одновременно меняя постав головы, и выдерживает повод, в результате чего лошадь меняет ногу.
При отработке этого упражнения всаднику необходимо соблюдать известную последовательность, заставляя лошадь менять на галопе ногу через определенное количество темпов. Например, сначала через десять, а по мере усвоения лошадью этого приема через шесть, четыре, три, два и один темп. Всадник должен на каждом уроке при смене ноги на галопе точно выдерживать определенное количество темпов, не допуская их произвольной смены лошадью. Все перемены ног, начинающиеся от четырех темпов и ниже, очень сложны. Они требуют большой собранности как от всадника, так и от лошади.
Перемены ног в три, два и один темп требуют еще большего напряжения энергии лошади и еще лучшей координации движений всадника, поэтому не надо спешить. Научив лошадь менять ноги в четыре темпа, надо закрепить это упражнение в течение многих дней, прежде чем перейти к разучиванию перемены ноги в три темпа и т.д.
При смене ног на галопе всаднику необходимо соблюдать правильную посадку, не допуская качания туловищем, чтобы не сбить лошадь с правильного движения и не нарушать правильного постава головы, а в момент смены ног - следить за действием внутреннего шенкеля.
Не отпуская шенкель от бока лошади, всадник препятствует ей отводить заднюю часть корпуса и, энергично действуя шенкелями, поддерживает ровное поступательное движение вперед.
Добившись полного успокоения и отчетливого выполнения лошадью смены ног на галопе через два темпа с правой и левой ноги, следует переходить к отработке смены ног на галопе через один темп.
Упражнение в смене ног на галопе через один темп выполняется не более двух раз подряд - вначале направо и сейчас же налево или наоборот. Затем прием повторяют дважды, трижды и т.д. Усвоив эти упражнения при езде прямо, лошадь сможет производить смену ног на галопе через темп при движении на вольту размером несколько больше обыкновенного. Иногда лошадь отказывается выполнить требование всадника, самостоятельно меняет ногу на галопе в два и один темп и частит в движении. В этом случае лошадь нужно возвратить на галоп с прежней ноги и выдержать несколько темпов с правой ноги.
При работе над переменой ног в десять, восемь, шесть темпов надо особенно следить за тем, чтобы с самого начала лошадь приучилась менять ноги в воздухе, не задерживая движения вперед.
Важно также следить за тем, чтобы лошадь меняла не только переднюю ногу, но и соответствующую заднюю. Особенное значение это имеет при обучении перемене ног в один темп, когда лошади трудно выполнять это упражнение.
Если лошадь сбилась из-за излишнего возбуждения, нужно перейти на шаг, а затем снова поднять ее в галоп, стараясь менять ногу через большее количество темпов, пока она не успокоится. После этого вновь можно приступать к выполнению лошадью смены ноги через два или один темп.
Полупируэты и пируэты - это повороты на 180 и 360 градусов на шагу и на галопе. При выполнении пируэтов лошадь должна продолжать двигаться тем же аллюром, каким шла. Только передние ноги ее начинают шагать шире, а задние сохраняют движение, соответствующее аллюру, или описывают маленькую окружность, или отбивают темпы на месте. Ни одна из задних ног не должна пропустить ни одного темпа движения. Движение вперед, начало пируэта, пируэт, конец пируэта и продолжение движения выполняются в одном ритме.
Чтобы отработать это упражнение, следует начинать с полувольта и принимания, которые следует постепенно сокращать, доводя до полупируэтов. После того как лошадь овладеет полупируэтом, можно приступать к выполнению пируэта, делая принимания на вольту и постепенно сокращая вольт. Больше одного круга на пируэте делать не рекомендуется, так как это трудное упражнение и повторение его может оказаться не под силу лошади.
Чтобы выполнить пируэт или полупируэт на шагу, надо на сокращенном шаге сделать постановление в сторону поворота и в момент, когда лошадь поставит наружную ногу (она сейчас же вынесет и будет ставить внутреннюю переднюю), принять на повод, прекратив движение вперед. Затем, слегка подав руки и туловище в сторону поворота, всадник вынуждает ее поставить внутреннюю переднюю ногу не вперед, а в сторону поворота и начать полупируэт. В дальнейшем, удерживая задние ноги наружным шенкелем от движения по вольту за передними ногами, всадник вынуждает лошадь до окончания полупируэта подавать передние ноги в сторону. Затем всадник выравнивает поводья и туловище, шенкелями посылает лошадь прямо-вперед, продолжая движение шагом в прежнем направлении и темпе. Задние ноги должны отбивать темп шага во время полупируэта. Пропуск хотя бы одного темпа считается ошибкой.
Пируэт на шагу - довольно легкое упражнение, а на галопе - очень трудное, требующее тщательной работы с лошадью. Начинать работу над таким пируэтом можно только после того, когда лошадь научится легко выполнять принимание на галопе и ее сокращенный галоп будет доведен почти до аллюра на месте.
В начале пируэта лошадь начинает двигаться не вперед, а в сторону. Начинать галоп следует обязательно с той ноги, в сторону которой выполняется пируэт, передние ноги лошади должны приблизительно сделать шесть темпов в требуемую сторону с одинаковой силой толчка. Только в этом случае сохранится темп спокойного галопа. Нельзя допускать, чтобы задние ноги поворачивались на месте, ввинчиваясь в грунт,- за это снижают оценку выполнения пируэта. Пируэт на галопе очень эффектное движение и требует от всадника точного управления лошадью.
Туловище всадника на пируэте, как на шагу, так и на галопе, слегка подается в сторону поворота. Наружный шенкель прижимают к боку, и его нельзя ни на мгновенье ослаблять, иначе задние ноги лошади уйдут в сторону. Для оживления их работы используют внутренний шенкель: им регулируют темп движения.
Пассаж. Существует несколько методических приемов отработки этого элемента: с шага, с рыси и в руках.
Пассаж с шага выполняется следующим образом: всадник шенкелями заставляет лошадь переходить с шага на сокращенную рысь, сдерживая животное поводьями. Действия шенкелями и поводьями вынуждают лошадь сократить вынос передних конечностей вперед за счет их сгибания и подъема вверх. Как только лошадь сделает два-три темпа, следует отдать повод и огладить ее. Затем через некоторое время (3-4 мин.) необходимо вновь повторить этот прием. Как правило, такой способ разучивания пассажа применяется при работе с темпераментными лошадьми.
Можно начинать отрабатывать пассаж и с сокращенной рыси. Для этого также усиливают действие шенкелями при одновременном сдерживании движения вперед с помощью трензельного и мундштучного поводьев. Лошадь, не имея возможности продвигаться вперед, в ответ на сильное воздействие шенкелями как бы выталкивает себя несколько вверх при энергичном сгибании конечностей в суставах. Всадник при этом отчетливо чувствует резкие толчки задних конечностей. Если лошадь сделала три-четыре темпа, которые уловил всадник, нужно немедленно освободить повод и огладить ее. В течение занятия этот прием повторяют несколько раз.
Некоторые всадники начинают отработку пассажа используя момент перехода с рыси в шаг. В этом случае (при окончании сокращенной рыси) всадник поводьями и сильным действием шенкелями не дает лошади возможности опустить голову и шею. Действия шенкелями попеременно усиливают. Так, например, действие правым шенкелем усиливают в тот момент, когда лошадь опускает на землю правую переднюю конечность, а левым, когда левую. Почувствовав, что лошадь сделала темп пассажа, следует поощрить ее оглаживанием, освободив поводья. Затем этот прием повторяют вновь.
За последние годы в практике широко применяется отработка пассажа при работе в руках с использованием тактильного или болевого раздражителя в виде удлиненного хлыста, бамбуковой или алюминиевой трубки. Обычно тренер, разобрав соответствующим образом поводья, регулирует движение лошади, а спортсмен по команде легкими ударами или прикосновениями к конечностям в области плюсны или пясти заставляет лошадь их поднимать, сильно сгибая в суставах. Первое время лошадь пытается сопротивляться, отбивает задними ногами, но после нескольких занятий при правильном применении поощрения начинает выполнять требуемое упражнение. Этим приемом часто пользуются и при работе под всадником.
После усвоения пассажа при движении прямо можно приступать к выполнению на пассаже заездов, вольтов и серпантина.
Пиаффе, как правило, отрабатывается путем сокращения пассажа. Сокращая при пассаже движение вперед до минимума, всадник усиленным действием шенкелями заставляет лошадь выполнять это упражнение на месте. Поощрив лошадь за правильное выполнение трех-четырех темпов пиаффе, всадник через некоторое время повторяет прием вновь. Если лошадь при действии поводьями остановится, применяют шпору и сдерживают ее движение вперед. В ответ на резкое наказание шпорой лошадь делает энергичное движение вперед, однако, сдержанная поводьями, она вынуждена согнуть конечности в суставах и выполнить это движение на месте. Отрабатывать пиаффе, как и пассаж, можно с шага. При этом действия шенкелями и поводьями должны быть достаточно сильными.
Можно отрабатывать это упражнение и в руках, применяя те же средства воздействия, как и при пассаже. При правильном использовании условного раздражителя и поощрения лошадь через несколько уроков освоит это сложное упражнение.
В дальнейшем необходимо совершенствовать и закреплять необходимые двигательные навыки. При этом следует обращать особое внимание на смягчение действия поводьями. Лошадь должна выполнять требования даже при очень легком и мягком воздействии поводом. Как правило, все сложные элементы выездки начинают отрабатывать на третьем этапе выездки, т. е. в периоде специализации. Но иногда уже на втором этапе, особенно при работе в руках, лошадь неожиданно делает два-три темпа пассажа. Если при требовании она вновь начинает выполнять это упражнение, то тогда очень осторожно можно повторить его и в последующие дни. Если лошадь охотно выполняет новое упражнение, то наряду со строевой ездой можно постепенно отрабатывать и этот элемент выездки. Однако это положение является исключением из правил и им могут воспользоваться только опытные всадники и тренеры.
Обычно к выполнению высших элементов выездки приступают лишь через полтора-два года после упорной работы над упражнениями строевой езды. Этот период необходим для выработки и закрепления не только новых двигательных навыков, но и определенного динамического стереотипа, связанного с воздействием средств управления и обусловливающего в дальнейшем выполнение сложных двигательных актов.
При выездке лошади могут встретиться всевозможные трудности, связанные с экстерьером, темпераментом, индивидуальными особенностями нервной системы лошади, а также вызванные погрешностями применяемых методов и приемов в развитии и совершенствовании сложнейших двигательных навыков.

Категория: Спорт. Выездка | Добавил: konnaiaufa (2006-11-11) | Автор: Юлия
Просмотров: 1081 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2006