У. Штайнкраус, чемпион XIX Олимпийских игр в Мехико Преодоление препятствий Главы из книги чемпиона Олимпийский игр 1968 г. в Мехико ( "Райтер ревю интернационала", ФРГ, 1971 г., N5 ) Если принять во внимание большое количество факторов, имеющих решающее значение для безошибочного преодоления трудного паркура, то оказывается, что стоящая перед всадником задача является исключительно трудной. Одно время я думал, что хорошие всадники - это те, которые каким-то образом научились думать на паркуре обо всём сразу, и я приходил в отчаянье от мысли, что мне никогда не добиться этого. Однако с течением времени я убедился в том, что ошибался. Именно потому, что "механизм" лошади и всадника весьма сложен и большую роль играют взаимоотношения между ними, мне кажется, что наибольших успехов добиваются всадники, умеющие упрощать возникающие между ними проблемы. Лучший способ добиться этого упрощения - выработать солидный метод и настолько хорошо его отработать, чтобы на паркуре больше сосредотачиваться на цели, чем на средстве. Кроме того, необходимо предусматривать проблемы и трудности, которые могут возникнуть на маршруте и анализировать их, а также своевременно принимать решение в трудных ситуациях. Анализ облегчает проблемы Некоторые конкуристы обвинят меня в том, что мне свойственно превращать преодоление маршрута, состоящего из нескольких препятствий, в сложную проблему. Надо мной посмеиваются, что я измеряю дистанции и высчитываю число темпов. Я же, наоборот, считаю, что анализ маршрута и измерение расстояний между препятствиями упрощает то, что на самом деле весьма сложно. Ведь маршрут можно осмотреть как со стороны, так и пройти его пешком. И всадник всегда может упростить проблемы, которые перед ним ставит маршрут, конечно, в том случае, если правильно и точно их определить. Я лично всегда бываю рад, когда имею возможность осмотреть маршрут пешком, что всегда разрешается на соревнованиях в Европе. Когда же это не разрешается, то всё же можно сделать вывод об основных трудностях маршрута, наблюдая за прохождением его другими всадниками. В одной из глав моей книги я уже упоминал, что маршрут конкура слагается из трех элементов: - одиночных препятствий; - препятствий, расположенных на значительных расстояниях друг от друга, но находящихся в определенной связи; - различных систем. Если всадник имеет возможность осмотреть маршрут пешком и промерить расстояние между препятствиями или же понаблюдать со стороны, как его преодолевают другие всадники, то он сможет представить себе ясную картину того, где средняя конкурная лошадь отталкивается на каждое препятствие маршрута и где она приземляется. А это поможет ему совершенно спокойно исключить некоторые принятые им ненужные решения. Поясню на примере, что я хочу этим сказать. Таблицы Д"Эндреди - основа работы Д"Эндрёди - один из крупнейших специалистов США, автор книги "Готовьте Вашу лошадь к соревнованиям" (см. таблицы в конце статьи). Предположим, что простой маршрут состоит из херделя, решетчатого забора, каменной стенки и "корзины" из жердей. Его необходимо преодолеть два раза. Если всадник измерит расстояния между препятствиями, и если он хорошо знает свою лошадь, то ему придется только четыре раза определять расстояние "на глаз", чтобы преодолеть эти десять препятствий. Естественно, в обоих кругах всаднику придется самому определить место, с которого лошадь должна сняться на первое и третье препятствие, но преодоление второго препятствия и "корзины" будет зависеть от того, как лошадь отпрыгала предыдущие препятствия, а также от расстояний между ними. Длина и сложность маршрута не имеют никакого значения. Если, например, маршрут состоит из 18 препятствий, то примерно на половину из них всадник должен рассчитать точку отталкивания. Как преодолеть остальные препятствия - ему в основном ясно. Решающими факторами для принятия решения являются длина маха галопа при различных скоростях движения и длина траектории (парабола прыжка), которую описывает лошадь на этих скоростях при преодолении препятствий различного типа и размера. Таблица этих размеров по Д"Эндрёди, а также формула, с помощью которой можно определить расстояние между препятствиями, приведены в конце статьи. Приводимые в книге величины основаны на фактических измерениях. Подробно изучая их, всадник может сэкономить много времени. Иначе ему пришлось бы прыгать на песчаном грунте, на котором хорошо видны следы копыт, а затем производить измерения. Тем не менее, в отдельных случаях рекомендуется проверять данные Д"Эндрёди хотя бы затем, чтобы можно было точно установить, где лучше оттолкнуться и приземлиться лошади при преодолении различных типов препятствий. Нужно это для того, чтобы определить длину темпов галопа, которые лошадь может сделать на различных скоростях движения. Это единственный способ научиться определять на глаз; где примерно лошадь приземлится, и где и как она будет отталкиваться, находясь в различных ситуациях. Основное правило - как можно ближе к практике Метод д"Эндрёди определения расстояний очень точен, и им можно пользоваться при расчетах. Однако, хотя его расчеты являются основным руководством, которым большинство из нас пользуется на практике, мы зачастую из-за недостатка времени (или потому что у нас нет способностей к математическим расчетам), вынуждены пользоваться менее точными, но зато более быстрыми методами для решения тех же проблем. Прежде всего, чтобы проанализировать паркур, надо знать длину маха своей лошади, а также иметь точное представление, для чего это надо знать: - для того, чтобы сравнить мах своей лошади с махом других лошадей; - возможности его удлинить или укоротить. Пользоваться этими данными, основанными на чувстве, а не на математическом расчёте, весьма просто. Внимательно наблюдая за тремя или четырьмя лошадьми с таким же галопом как у моей лошади, я могу мысленно совершенно точно представить себе, что я должен делать и с какими трудностями придется столкнуться. Например, мы исходим из того, что первая лошадь, преодолевая препятствие, делает шесть нормальных темпов галопа и подходит близко ко второму барьеру, отталкиваясь как бы из-под него. Теперь мне сразу становиться ясно, что если я преодолею первое препятствие удовлетворительно и примерно в том же темпе, то мне придётся или несколько "принять на себя" лошадь, или прыгнуть второе препятствие после шести слегка сокращённых темпов галопа. Так же можно, приземлившись после первого препятствия, продолжать двигаться галопом, не меняя темпа и преодолеть второе препятствие после пяти махов галопа с далёкого расстояния. В обоих случаях, мне, очевидно, лучше удастся прыжок через второе препятствие, чем, если бы мне пришлось ждать, пока я сам не окажусь в этом положении, и буду решать, что мне делать. Понаблюдав ещё за двумя-тремя лошадьми на маршруте, имеющими такой же темп галопа, как и его лошадь, всадник довольно точно определит, что ему предстоит делать после приземления у каждого препятствия в отдельности. Если всаднику представляется более, чем одна возможность пройти маршрут (то есть он прыгает на двух лошадях), то решение будет зависеть от того, на какой лошади он прыгает в данный момент и от её специфических возможностей. Если, как в приведённом выше случае, лошадь обладает талантом к раннему отталкиванию, и её темперамент позволяет предоставить ей некоторую свободу без отрицательных последствий, то всадник, очевидно, решиться выбрать пять махов галопа. Если же лошадь не обладает достаточной смелостью и имеет тенденцию торопиться, когда к ней предъявляют повышенные требования, то можно рекомендовать скорее другое решение (именно в начале паркура), то есть спокойно провести её по маршруту, предоставив ей возможность сделать дополнительный темп. Необходимо проверять длину своих шагов Хорошо, когда маршрут можно пройти пешком и измерить шагами расстояние между препятствиями. Всадник должен знать, насколько он должен удлинить свой шаг. Будем считать, что средний мах лошади при скорости движения 320 м/мин равен 3,6 м, а длина шага-всадника составляет 90 см, т.е. четыре шага всадника соответствуют одному темпу галопа. Вначале длину шага всадника рекомендуется проверять специальной лентой, но когда всадник научится выдерживать эту длину, он может спокойно отмерять дистанцию шагами и, в зависимости от необходимости и условий, удлинять или укорачивать свои шаги. В то время, как всадник двигается в направлении одного препятствия, он должен выбирать путь к следующему, чтобы учесть это при выборе пути к первому. Кроме того, он должен обращать внимание на особенности (иногда незначительные) препятствий, которые при прохождении маршрута могут озадачить или испугать лошадь, он должен продумать, где и в каком месте ему лучше преодолеть препятствие. Само собой разумеется, всадник на надёжной лошади будет всегда стараться преодолеть препятствие в той его части, которая наиболее прочно построена. Иногда, обдумывая, как лучше подвести лошадь к препятствию, рекомендуется учитывать положение солнца. Во второй половине дня оно находится низко, в связи с чем, иногда необходимо подводить лошадь к препятствию наискосок, чтобы ее не ослепило солнце. Один, два, три - два, три! После того, как промерено шагами расстояние к первому препятствию, всадник ищет глазами место на другой стороне препятствия, где примерно приземлится его лошадь, двигающаяся по маршруту в заданном темпе. Отсюда, то есть с точки приземления, отсчитываются шаги к следующему препятствию. Предположим, что всадник рассчитывает пройти маршрут со скоростью около 320 м в минуту и подсчитывает для себя шаги: "один, два, три, четыре - два, два, три, четыре" и так далее. Если в подсчёт "четыре", то есть в момент, когда лошадь закончит нормальный темп галопа, всадник достигнет более или менее удачной точки отталкивания на следующее препятствие, то значит следующие два препятствия он сможет преодолеть абсолютно нормально. Правильно оттолкнувшись на первое препятствие, он почти с гарантией преодолеет второе. Если же всадник не уложится перед первым препятствием в подсчёт "четыре", то есть ему придётся сделать неполный темп галопа, и это может усложнить преодоление препятствия. При расстоянии на один шаг больше или на один шаг меньше, всадник может сократить число темпов или округлить их. Другими словами, когда правильная точка отталкивания приходится на третий темп галопа, то есть на счёт "четыре", то расстояние между препятствиями преодолевается несколько "сдержано" - в четыре слегка укороченных махов галопа. А если для правильного расстояния был бы необходим ещё первый темп пятого маха, то всадник должен несколько увеличить ход и подойти к препятствию четырьмя удлинёнными темпами. Самым сложным случаем, безусловно, является тот, когда расстояние короче на половину темпа галопа. Предположим, например, что всадник, идущий по маршруту нормальным шагом, установит, что нужно сделать 4,5 темпов галопа. Решение всадника сделать четыре или пять темпов будет зависеть частично от специфичных особенностей его лошади, частично от класса конкура, а также от характера препятствия. Если оба препятствия широтные, или же всадник участвует в конкуре, в котором решающую роль играет резвость, то у него почти не остаётся иного выбора, как удлинить мах галопа. В том случае, когда всадник выступает на лошади, у которой: а) не хватает смелости; б) которая прыгает по пологой траектории (или отталкивается раньше), то он, пожалуй, постарается преодолеть первое препятствие весьма осторожно, а затем подойти ко второму, сделав пять коротких темпов галопа. То же самое сделает всадник на лошади, которая имеет склонность прибавлять скорость на паркуре и когда следующим барьером будет отвесное препятствие. Необходимо заранее определять место заезда Если после препятствия следует заезд, заменяющий следующее препятствие на этой линии, то перед соревнованием всаднику рекомендуется промерять шагами и заезд. В конкурах на резвость выбор места заезда играет такую же важную роль, как и знание расстояний между следующими друг за другом препятствиями. Может случиться, что резвость будет учитываться только в перепрыжке. В этом случае важно, чтобы всадник своевременно поинтересовался, будет ли сокращено число препятствий. Если перепрыжка проводится по сокращённому маршруту, то всадник обязательно должен пройти пешком те заезды, которые ему придётся совершать в перепрыжке. Это может сыграть решающую роль для одержания победы. Системы - сложная проблема Расстояние в системах промеряется точно так же, как расстояние между одиночными препятствиями. Но желательно, чтобы всадник, прежде чем прийти к решению, которое кажется ему наиболее подходящим и лучше всего осуществимым, два или три раза промерил расстояние, изменяя длину своих шагов и варьируя точки приземления и отталкивания лошади. При расстояниях от 8,5 м до 9,5 м, которые можно преодолеть или одним очень длинным или двумя очень короткими махами галопа, принять решение всегда трудно. Однако современная тенденция составления маршрутов в настоящее время в Европе такова, чтобы всё больше требует от участников крупных международных соревнований решения этих вопросов. Проблема дистанций в системах становиться особенно сложной, когда они требуют от лошади попеременно то слишком длинных, то слишком коротких прыжков. Сложны и системы, которые требуют от всадника и лошади преодоления одного или двух её элементов предельно трудным путём.
Другие материалы по теме
|